Возрастные особенности детей 3-4 лет
Младший
возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время
происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с
предметным миром.
В раннем
возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с
предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш
получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их
заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих
возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с
окружающим миром.
Психологи
обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно
такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого,
стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих
целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений
взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу
большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно
понять, что характерное для ребенка третьего года жизни
требование «я - сам»
прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных
действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача
взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его
критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные
силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.
Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому
ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в
деятельности.
Стремление
к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества
со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить
новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он
постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его
растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление
малыша добиться лучшего результата.
Доверие и
привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и
развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в
материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к
каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым
именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится
более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во
взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.
К концу
младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в
познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные
вопросы, которые задают дети.
Развитие
самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и
индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.
Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к
самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи
взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не
злиться на них из-за ограничений свободы.
По
отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция,
которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру
взрослых.
Агрессивность
и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к
деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет
критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к
целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом,
выделить отличия.
В этом
возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его
восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую
действительность.
На основе
наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное
мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от
конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в
раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е.
ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов
взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания
ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов
из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические
образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память
дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью.
Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что
было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и
эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется
надолго.
Ребенок
не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете,
он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В
эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе.
Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает
зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые
ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально
здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В
3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе
сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
К четырем
годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между
тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).
Ребенок
трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе,
воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать
карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает
изобразительные умения.
Ребенок
владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в
различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по
признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он
активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы
самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет
освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх
ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется
предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него
есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку,
составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей
и птиц.
Ребенка
отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он
знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их
повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об
окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям
и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность,
готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые
взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством
вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий